Засвияжский район Ульяновска теперь трудно представить без улицы Полбина. Она берет свое начало от автомобильных ворот города — автовокзала и тянется вплоть до больничного комплекса УАЗа. В мае 2020 года исполнится 55 лет, как улица носит имя дважды Героя Советского Союза.
Впервые улица Полбина появилась в Ульяновске после Великой Отечественной войны — в 1951 году. Именем героя назвали небольшую улочку в районе Центрального рынка, где ныне располагается ломбард. Правда, с таким названием она просуществовала недолго. В 1965 году ее упразднили. А улицу Полбина перенесли в бурно развивающийся тогда Засвияжский район. Для переименования выбрали улицу Полтавскую. Торжественная церемония по этому случаю стала одной из главных в череде мероприятий, посвященных 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кстати, именно в тот год 9 Мая впервые был нерабочим днем.
Уроженец Симбирска Иван Семенович Полбин — единственный ульяновец дважды Герой Советского Союза. В честь него в Ульяновске проводится турнир по греко-римской борьбе. Впервые он состоялся в 1972-м. Несмотря на лихолетье времен, которые страна пережила с тех пор, эта спортивная традиция не прервалась ни разу!
Иван Семенович Полбин закончил в Чкалове (ныне Оренбург) школу летчиков и стал летчиком-инструктором. Его война могла закончиться еще в августе 1941 года, когда Полбин оказался на волоске от смерти. В одном из воздушных боев самолет Полбина был подбит над вражеской территорией. Майор Красной армии посадил самолет, снял с него пулемет и с этим пулеметом вернулся через фронт к своим!
Осенью 1942 года многие пилоты стали подавать голоса: снять «Пе-2» с вооружения. Решение об этом принималось на самом верху — в руководстве страны. Авиаконструктор машины В.М. Петляков погиб в авиакатастрофе в начале 1942 года, потому главным в СССР специалистом по «Пешке» по праву стал Полбин. Его и пригласили на доклад к самому Сталину. Всего за десять минут летчику удалось так красочно рассказать про возможности самолета, что «Пе-2» не только не сняли с производства, но и увеличили производство и начали обучать летать на нем молодых пилотов.
В боях Полбин проявил себя не только смелым, но и изобретательным летчиком. Именно он со своими сослуживцами при бомбардировке впервые стал применять пикирование. Это увеличило точность попадания бомб.
23 ноября 1942 года Полбин стал полковником, тогда же его наградили звездой Героя Советского Союза. 15 июля Полбин прицельно разбомбил стратегический топливный склад противника на станции Морозовск: 700 тонн горючего полыхали целую неделю. Это обескровило фашистов перед решающей схваткой под Сталинградом. Тогда его авиаполк стал гвардейским и Сталинградским.
За годы войны Полбин участвовал в Сталинградской и Курской битвах. Совершил 157 боевых вылетов. Последний из них датирован 11 февраля 1945 года. В тот день бои шли уже далеко на территории Польши — в районе нынешнего города Вроцлава. Красная армия гнала фашистов в их логово. Решение лететь на задание Полбин принял сам, хотя мог и остаться в расположении части. В воздух поднялись восемь экипажей. В пяти из них —Герои СССР. Уже после того как бомбардировщики выполнили задание, самолет Полбина был подбит. Снаряд попал точно в носовую часть, где расположена кабина пилота.
Из того задания не вернулся только Полбин. При этом могила его неизвестна. Он просто сгорел в своем самолете. 6 апреля 1945 года Полбина наградили второй звездой Героя Советского Союза. Посмертно.
В 1985 году, в год 30-летия со дня его гибели, в Ульяновске на улице Полбина был возведен известный ныне многим ульяновцам бюст Полбину.
Посетите Ульяновск и остановитесь в гостинице «Симбирск»!
C нами можно связаться:
тел.: +7 8422 79 55 55
тел.: +7 927 825 33 65
e-mail: simbirsk.hotel73@mail.ru