В начале ХХ века Симбирск мечтал вырваться вперёд по железнодорожной части. Его уже вовсю опережали Казань и Самара. Уже действовал Сызранский железнодорожный мост. Чтобы доставить грузы на проходящую по левобережью ветку Волго-Бугульминской железной дороги, их приходилось выгружать в Симбирске, везти на повозках к пристаням на Волге и переправлять на баржах и лодках, а зимой – на санях по льду. Весной и осенью, в периоды ледостава и ледохода, связи между берегами и вовсе не было никакой. Поэтому новый мост ждали с нетерпением.
Не зря в Симбирске воздвигли памятник Петру Столыпину. Местному обществу было, за что благодарить премьера. Решение о строительстве моста было принято Петром Аркадьевичем после его визита в Симбирск 24 (11) сентября 1910 года. Проплывая по Волге, Столыпин остановился в городе на несколько часов. Председатель совета министров согласился с доводами о важности строительства моста для экономики губернии.
Иван Якушин (участник строительства) скрупулёзно описал саму церемонию открытия переправы. 5 октября 1916 года (по старому стилю) в 11 часов утра от Соборной площади двинулась «блестящая, в золоте, орденах и лентах колонна в числе 300 человек во главе с епископом Назарием». Под аркадой моста был сооружён павильон, в котором был совершён крестный молебен. Потом все участники шествия сели в вагоны, поезд пошёл к мосту. Ленточку зелёного цвета с золотой надписью довелось держать самому автору записок. Он же флажком дал знак остановки машинисту. Когда поезд встал, из вагона вышел епископ и окропил всех присутствующих святой водой. После этого начальник строительства, губернатор Ключарёв, председатель правительства Штюрмер вместе с инженером Белелюбским заклепали три традиционные серебряные заклёпки в холодном виде в специально оставленном для этого случае месте. Ленту разрезала ножницами губернаторша. Паровоз двинулся на мост, куда публику уже не пустили. По словам Якушина, всё это время бушевал настоящий ураган, из-за поднятой пыли на расстоянии 10 метров почти ничего не было видно. Автор заметок даже удивляется, как это событие обошлось без жертв.
В течение 1953-1958 годов симбирский мост подрос в высоту и обзавёлся автомобильным собратом. К необходимости не только железнодорожного, но и автомобильного сообщения между берегами в середине ХХ века пришли не сразу. Вот что об этом событии сообщает архивист и краевед Иван Сивопляс:
- Мост предполагали расширить под вторую железнодорожную колею. Соответственно, и проект делал институт железнодорожного ведомства. Но позже его откорректировали под строительство автомобильной переправы. Когда старый мост 1916 года реконструировали (поднимали на высоту от 2,5 до 8 метров в связи с заполнением Куйбышевского водохранилища), шпалы и рельсы положили на будущий автомобильный мост, и тот служил его временной заменой.
По словам краеведа, расширять мост именно под автомобильное, а не железнодорожное сообщение решили уже в ходе строительства, когда выяснилось, что патронный завод – «Володарку» – убирать из зоны затопления не будут, а обнесут дамбой. Это значило, что в Ульяновске останется (и будет расти дальше) заселённый левобережный район. Без автомобильного сообщения между районами города оставаться было никак не возможно, и в 1958 году была открыта автомобильная часть моста. В связи с первоначальным железнодорожным назначением ширина автомобильной «двухполоски» была у́же, чем полагалось по стандарту даже того времени.
Посетите Ульяновск и остановитесь в гостинице «Симбирск»!
C нами можно связаться:
тел.: +7 8422 79 55 55
тел.: +7 927 825 33 65
e-mail: simbirsk.hotel73@mail.ru