Спасо-Вознесенский собор является восстановленным, предыдущий находился на месте современного сквера и памятника И. Гончарову. Обширный кирпичный храм в формах эклектики, выстроенный в 1901-1906 годах на месте каменной церкви 1729 года под руководством архитектора Н.И. Розетти, представлял собой четверик, украшенный богатым декором, увенчанный крупным куполом, с боковыми притворами. Вверху был расположен Вознесенский храм с приделами Воскресенским и Иоанна Воина, внизу – Рождество-Богородицкий храм с приделами Иоанна Богослова и Всех Скорбящих. В 1932 год храм был закрыт, занят под фабрику-кухню, а в 1936-1938 годах сломан. От старого здания остались трапезная 1850-х и многоярусная колокольня нач. XIX в.
В 1993 году на встрече губернатора Ульяновской области Юрия Горячева с Преосвященнейшим Владыкой Проклом было решено возвести Спасо-Вознесенский собор на новом месте при поддержке администрации области. С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви протоиерея Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор.
Для строительства храма были приглашены архитекторы Ляйля и Александр Варюхины, много лет сотрудничавшие с настоятелем Всехсвятского храма протоиереем Алексием Скалой. Всехсвятский храм, часовня, Покровский некрополь — всё это плоды их совместного труда. Общий замысел строительства собора принадлежит отцу Алексию, предложившему построить храм на месте бывшего Покровского монастыря, стоявшего в городе до сноса в 1930-е годы. Протоиерей Алексий был человек неукротимой энергии, он создал проектное бюро приходского совета и пригласил туда Варюхиных. В проект вошли многие его идеи. В качестве прототипа он предложил избрать один из старейших соборов Симбирска Спасо-Вознесенский, который стоял на углу нынешних улиц Гончарова и Ленина, там, где сейчас Гончаровский сквер. Это был маленький храм в стиле нарышкинского барокко, являвшийся уменьшенной копией Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге. Теперь же из маленького собора архитекторы должны были сделать большой, увеличив его в четыре раза, сохранив при этом внешний облик оригинала. Для помощи в этой непростой работе был приглашен известный в Ульяновске знаток истории края и его культовой архитектуры Алексей Сытин. Он подобрал для Варюхиных старинные фотографии Спасо-Вознесенского собора в Симбирске написал о нём полную информационную справку.
В день праздника Вознесения Господня 9 июня 1994 года состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень. В 1995-1996 годах был вырыт котлован будущего собора, после чего по причине отсутствия средств строительство было заморожено на 10 лет.
В 2006 году возглавивший Ульяновскую область губернатор Сергей Морозов приложил все возможные усилия для возобновления строительства. Нашлись и жертвователи, и основной спонсор. С особой благодарностью принимались средства от простых людей, приносивших деньги не от избытка, а от понимания значимости затеянного великого дела. Свои средства внёс даже легендарный понтифик Иоанн Павел II, откликнувшийся на посланное ему письмо священника из Ульяновска.
За время строительства не было ни одной кражи стройматериалов. Отец Алексий сам во всё вникал и строго следил за ходом работ. Не будучи строителем, он фактически руководил стройкой.
Всё делалось силами местных специалистов. Много проблем было с кладкой: она сложная из-за пластики фасада собора. Необходимо было делать перевязку каждого ряда кирпичей. В соборе основные конструкции арочные. Арок из кирпича никто в городе со времён царской России не делал, и рассчитывать их почти никто не умел. Замечательный ульяновский конструктор Иван Григорьевич Попов рассчитал для строителей эту конструкцию. Полуарки из керамзитобетона изготовили на заводе ЖБИ-1. Все иконы написаны в Ульяновске, здесь же вырезали иконостас. Шеститонный колокол работы уральских литейщиков в колокольню завезли краном. Когда колокол подавали, с боков по сторонам проёма колокольни оставалось всего по пять сантиметров, крановщик его исключительно точно туда поставил.
Еще одной технической проблемой явилось то, что архитекторы не знали, как достичь акустики. С этим вопросом они ездили в Москву в научно-исследовательский институт строительной физики – в институт «Спецпроектреставрация», но и там не смогли помочь решить эту задачу. Чтобы создать акустику, архитекторы кувшины закладывали в барабаны, ни никто не знал, как это делается, кувшин ведь может усилить звук, а может и исказить его. Невероятно, но акустика получилась. Как говорил отец Алексий, Господь премудро всё устроил.
Силами ульяновских умельцев проводились и отделочные работы. Позолоту на детали декора и лепнину наносили в одном из ульяновских храмов. Работа это очень кропотливая: мастерицы покрывают детали отделки грунтом, затем специальным лаком, а тончайшие лепестки сусального золота наносятся с помощью специальной кисточки.
Одно из красивейших и торжественных украшений нового храма – тронное место – изготовили в мастерской Свято-Троицкого Братства в городе Щигры. Оно разместилось в алтаре Спасо-Вознесенского собора. Ещё работы шли полным ходом, а в храме в праздничные дни уже проводились службы. Первую Божественную литургию в кафедральном соборе митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил 10 декабря 2014 года, в день памяти Блаженного Андрея Симбирского Чудотворца.
21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Посетите Ульяновск и остановитесь в гостинице «Симбирск»!
C нами можно связаться:
тел.: +7 8422 79 55 55
тел.: +7 927 825 33 65
e-mail: simbirsk.hotel73@mail.ru